Март 2010

О Пасхальной Аггаде и её содержании

(Цикл «Наши праздники и традиции»)

Часть первая

 Обложка «Пасхальной Аггады» на двух языках (иврите и русском),  выпущенной несколько лет назад Приближается светлый еврейский праздник Пэсах (Пасха). В нынешнем 2010 году первый пасхальный вечер приходится на 29 марта. И этот вечер – очередной повод для того, чтобы рассказать о Пэсахе, тех чудесах и тайнах, которые с ним связаны. Когда начинается подготовка к первому праздничному вечеру («эрэв Пэсах»), то, наряду со всякими пасхальными яствами, на стол кладут «Пасхальную Аггаду». Аггада в переводе с иврита – «сказка, легенда, сказание» Это книжечка – большая или маленькая, ярко оформленная или же скромно отпечатанная, в мягкой или твёрдой обложке (каждый год выходят всё новые и новые издания «Пасхальной Аггады») – описывает порядок Пасхального «сэдэра» (то есть – опять же порядка), рассказывает о том, как накрыть стол для «сэдэра», какими словами начинать освящение праздника, какими действиями должны руководствоваться все собравшиеся, какие вопросы задавать и даже какие ответы получать. В «Аггаде» приведены также пасхальные стихи и песни, фотографии и рисунки. В общем, «Пасхальная Аггада» – не только священная книга, но зачастую – произведение типографского искусства. «Пасхальная Аггада» – это история праздника и практическое руководство к действию во время первого пасхального вечера. Хочу привести некоторые главы из «Пасхальной Аггады».

Краткая история Цекиновки и Великой Косницы

(Цикл «Еврейские местечки Украины»)

Панорама реки Днестр и села Цекиновка со стороны Все сорочане и гости Сорок прекрасно, конечно, помнят, что, когда они выходили на берег Днестра, то всегда их взорам открывалось на противоположном берегу большое украинское село с загадочным названием Цекиновка. Ныне это село входит в состав Ямпольского района Винницкой области. Как указывает Википедия, оно было основано в 1700 году, а впервые упомянуто 1 июня 1512 года в письме молдавского господаря Богдана III Кривого польскому королю Сигизмунду I Старому. А ещё там указано, что с 1 июля 1682 года оно называлось Церекуновка. Цекиновка для меня приобрела особое значение, когда я прочитал в книге известного российского историка Натана Эйдельмана «Вьеварум» (фамилия Муравьёв наоборот!), что в Цекиновке где-то в земле хранится литературный клад: чемодан с письмами Пушкина и заметками о Пушкине.  Во второй главе этой книги Эйдельман  рассказывает, как встречался в Одессе с предками людей, знавших Пушкина и состоявших с ним в переписке. Вот несколько абзацев из книги Эйдельмана «Вьеварум»: «Разговор идёт о родословной Сомовых. Первое поколение, которое нас занимает, – это Александр Михайлович Тургенев (родственник писателя Ивана Тургенева и декабриста Николая Тургенева). 

Врач и учителя по фамилии Резник

(Из книг «Замечательные вы, мои врачи!» и «Дорогие вы, мои учителя!»)

Насколько я помню, в Сороках было несколько семей Резник. Одна семья проживала на улице Ленина, другая – сначала на Горького, а потом – на Красноармейской. Резники проживали ещё на горе. Я не знаю, существовали между ними родственные связи или нет, но сейчас хочу рассказать о той семье, которая проживала на улице Ленина, называвшейся до этого Дворянской и Принц Фердинанд, а после этого, то есть ныне – Индепендентей!

Доктор Абрам Резник

Сорокский врач-терапевт Абрам Резник (1902-1960)Семья Резник все послевоенные годы проживала напротив главного цеха Сорокской швейной фабрики № 4, между историко-краеведческим музеем и районным нарсудом.

Абрам Борисович Резник (1902-1960) работал терапевтом, являлся заведующим терапевтическим отделением Сорокской районной больницы. Это был высококвалифицированный врач и великолепный диагност. Слава о нём гремела во всей Молдавской республике. Обладая весёлым характером и чувством юмора, он сразу находил общий язык с больными, вселял в них уверенность, что болезнь завершится благополучно.

RSS-материал