Пропавшие документы истории Сорок

Исторические факты и рассказы о жизни города в прошлом

Пропавшие документы истории Сорок

Сообщение sadmin Вс дек 04, 2016 1:09 am

27 апреля 2016 года в интернете на Новостном портале евреев Молдовы dorledor был опубликован этот мой материал с иллюстрациями и небольшими изменениями текста. Но я решаюсь всё-таки на своей странице в Фейсбуке опубликовать первоначальный вариант текста, так как считаю некоторые изменения и сокращения принципиально важными...

Горестный рассказ о пропавших документах и одна из конспирологических версий их пропажи

Вначале – несколько фактов. Факт первый. В середине июля 1941 года, через несколько дней после начала оккупации моего родного городка Сороки германско-румынскими войсками, здесь была проведена карательная «операция устрашения»: за пределы городка, в район Бекировского моста, вывели группу евреев и там их расстреляли. Тела убитых сбросили в заранее подготовленную яму и засыпали землёй...

Факт второй. Через 30 лет, в 1971-м, стараниями сорокской учительницы истории, моей многолетней соседки, Симы Яковлевны Котовской, было орнанизовано перезахоронение останков убитых возле Бекировского моста на еврейском кладбище города, в Нагорной его части, и тогда же над могилой был открыт скромный памятник под общим заголовком «Жертвам фашизма, расстрелянным в июле 1941 года у Бекировского моста города Сороки». На двух бело-серых плитах, расположенных по обеим сторонам третьей, центральной, плиты, на которой выбиты слова еврейской поминальной молитвы «Каддиш», можно прочитать по-русски список жертв с указанием фамилии, имени, возраста. Всего 38 имён. Правда, насколько я помню, всегда говорилось о 41-м убитом тогда еврее. Причём, учитывая немецкую пунктуальность, тогда должны были быть убиты 40 мужчин разного возраста, и такой список нацистам был предоставлен местными коллаборационистами, среди которых, по всей вероятности, были и евреи: после войны оказалось, что по переписи 1943 года в городе проживало спокойно 8 евреев. Но известно также, что в начале оккупации нацисты обратились к самому уважаемому еврею города, 90-летнему раввину Нислу Колкеру, и он им отказал, предложив себя в качестве первой жертвы. Эту просьбу изверги не преминули выполнить. Поэтому в списке расстрелянных оказался 41 человек. Имён трёх убитых Сима Яковлевна не нашла. Поэтому увековечили на том памятнике 38 имён. Он так и стоит сегодня скромно в одном из уголков левой части сорокского кладбища...
Soroki monum-1941.png
Soroki monum-1941.png (660.02 КБ) Просмотров: 3270

Факт третий. Впервые, если я не ошибаюсь, об этом печальном событии начала войны, первом акте Холокоста в Сороках, поведали сотрудники местного историко-краеведческого музея, выпустившие в 1975 году коллективный сборник под названием «В излучине среднего Днестра. Очерк истории города Сороки», Сборник вышел в кишинёвском издательстве «Тимпул» (событие выражено одним предложением на с. 98, в начале первого абзаца). Затем материал о расстреле группы евреев у Бекировского моста занял отдельный музейный стенд и провисел там до начала 1990-х годов, после чего куда-то таинственно исчез (возможно, это знает Николай Булат, нынешний директор музея, а тогда – рядовой сотрудник). Кроме указанной книги и стенда, материал о расстреле евреев Сорок в 1941 году был опубликован ещё несколько раз: в брошюре доктора Аркадия Мазура «Страницы истории сорокских евреев» (Сороки, 1997, 1998, 1999, с.69), а также в нескольких статьях – доктора Мазура о Нисле Колкере в газете «Реалитатя» (Реальность) в 1991 году, моей – «Наши мёртвые нас не оставят в беде...» (2009) и, наконец, под тем же названием − в моей книге «Сороки – мой город родной! Известные и неизвестные земляки» (Израиль, 2014, с.97-103)...

Но вот недавно получаю запрос из Сорокского общества еврейской культуры: Кишинёв просит документально подтвердить факт расстрела сорокских евреев у Бекировского моста в июле 1941-го...
Конечно же, никаких других документов, кроме указанных выше книг и статей, скромного памятника на кладбище да места у моста, где выкопали через тридцать лет останки расстрелянных, у меня нет. Нацисты из особой зондеркоманды ЭсЭс нигде не оставили своих записей. Могу привести устные свидетельства покойной Симы Яковлевны, но это мало что добавит к изложенным выше фактам. Понимаю, что устные факты и рассказы «к делу не пришьёшь». Но ведь от кишинёвского чиновника-бюрократа никто ничего и не требует: ни денег на поддержание памятника в порядке, ни компенсации родным и близким расстрелянных...
Однако получается зловещий парадоксальный момент: кому-то в Кишинёве понадобился доку́мент (не докуме́нт!), удостоверяющий факт нацистской «операции устрашения» в Сороках, хотя уже 70 лет известно, что такие операции проводились во всех городах и местечках Молдавии (да и не только в Молдавии!), но «раз у вас доку́мента нет, то извините, подвиньтесь, а лучше всего – выйдите и не мешайте работать!» (из классического монолога советского чиновника-бюрократа). Короче говоря, все авторы книг и статей о расстреле у Бекировского моста – лжецы и негодяи! Я рад и счастлив! Тем фактом, что среди приведённых выше имён и фамилий – единственный, кто ещё жив и кому «выпала честь» такое осознать!
Кстати, хочу привести в качестве примера ещё несколько книг, в которых перечисляются места геноцида евреев Молдавии в годы Второй мировой войны: это книга очерков Ефима Ткача «Анти-иудаизм, или Пещерный мир» (Кишинёв, 1998), книга профессора Сергея Назарии «Холокост в Молдавии и на прилегающих к ней территориях Украины» (Кишинёв, 2003), брошюры Исидора (Израиля) Пилата «Из истории еврейства Молдовы» (1987), Изяслава Левита «Пепел прошлого бьётся в наших сердцах: Холокост» (1997). Наконец хочу назвать свою книгу, изданную в Израиле в 2011 году: «Не забудем Холокост...»...Разве всех этих книг и статей мало, и нужны ещё какие-то документы?

***
Недавно мне пришлось столкнуться ещё с двумя фактами, отголосками из истории бессарабских евреев довоенных и первых послевоенных лет: отсутствием в Национальном музее Молдовы документов, связанных с национализацией (изъятием, экспроприацией) недвижимого имущества у евреев и не-евреев Сорок в 1940 году и «Протокола о злодеяниях нацистов на территории Сорок и Сорокского района в годы оккупации (1941-1944)».
Первый документ мне потребовался тогда, когда я решил описать экспроприацию еврейских домов моего родного города после прихода «советов» в июне 1940 года. Тогда без всякого закона у жителей провинциального городка отобрали жилища, которые по площади были ниже норм, введённых в Кишинёве и других более крупных городах Молдавии. К примеру, в Кишинёве национализировали дома площадью 70 квадратных метров, а в Сороках аннексии подвергались дома площадью 50 квадратных метров. В послевоенные годы множество общественных и культурных объектов города размещалось (и размещается до сих пор) в бывших частных домах евреев: историко-краеведческий музей, культпросветучилище, второй корпус педучилища (бывшее здание русской средней школы № 2 имени Пушкина), музыкальная школа, старый госбанк, часть корпуса швейной фабрики, центральный продовольственный магазин № 13...).
Я вовсе не ставил перед собой цель добиться возврата этих домов бывшим хозяевам или их наследникам – меня интересовали только те случаи, когда я не знал фамилий первых владельцев (например, − владельца здания нынешней музыкальной школы или части домов, входящих ныне в комплекс зданий культпросветучилища). Однако в Кишинёвском центральном архиве получить такие данные на сегодняшний день невозможно: то ли они строго засекречены, то ли украдены (второе мне представляется маловероятным).

То же самое произошло тогда, когда я начал разыскивать «Протокол злодеяний, учинённых нацистами и их пособниками на территории Сорок и Сорокского района за время с 1941 по 1944 годы». Во-первых, я уже много лет знал, что в 1945-1946 годах в Молдавской республике специальным указом были созданы в городах и районах специальные комиссии, в задачу которых входило определение злодеяний, учинённых нацистами. Комиссии, как правило, состояли из 7-9 человек разных профессий и должностей. Так, среди них были врачи, юристы, учителя истории, представители местных партийных и государственных организаций. Результатом деятельности этих комиссий стали «Протоколы...», подписанные всеми членами этих комиссий и переправленные затем в Кишинёв. Как правило, Протоколы были написаны от руки, каллиграфически чётко и орфографически грамотно. Часть таких Протоколов мне довелось увидеть совсем недавно, лет десять назад. Дело в том, что, по моей версии, они попали в Центральный государственный архив Молдовы и хранились там более сорока лет.
В середине 1980-х годов все эти Протоколы оказались в руках Исидора Натановича Пилата (1919-2006). Ещё в начале 1980 х он организовал в Кишинёве музей «Флакэра» (Светоч, Светильник, Факел), позднее стал основателем музея истории и культуры бессарабских евреев при Еврейской библиотеке имени Ицика Мангера, участвовал в работе всех еврейских организаций Кишинёва, начиная с 1989 года. Из биографии Пилата: «Ему первому удалось изучить все документы комиссий, организованных в первые послевоенные годы и собравших уникальный материал о злодеяниях германских нацистов и их приспешников». Пилат репатриировался в Израиль в 1991 году, и я подозреваю, что большую часть Протоколов он прихватил с собой. Когда я дважды по просьбе руководства Дома бессарабских евреев в Тель-Авиве посетил его квартиру в Кармиэле, он показывал мне часть Протоколов. Если бы я тогда встретил там Протоколы, связанные с Сороками или Сорокским районом, то обязательно приобрёл бы их у Пилата. Но таковых у него почему-то не оказалось. Вообще же он во время наших с ним кармиэльских встреч был готов продать любой документ, мотивируя это желание тем, что у нет денег на лекарства. Знаю, что после смерти Пилата в 2006 году запылённые папки с его материалами остались в той же квартире у его вдовы и дочери. Дальнейшая судьба этих бумаг мне не известна. Во всяком случае, никто из Кармиэля связаться со мной не пытался.

Подозреваю также, что кто-то меня опередил. А возможно и такое, что Протоколы, связанные с Сороками и Сорокским районом остались всё же в Молдавии в руках какого-нибудь местного коллекционера или жулика. Во всяком случае, ни самих Протоколов, ни следов какого-либо упоминания о них найти мне до сих пор не удалось...

Давид Хахам (facebook.com)
April 29, 2016
sadmin
 
Сообщения: 777
Зарегистрирован: Вт июл 10, 2007 2:09 am

Вернуться в История Сорок

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron