Исторические справки. Часть 1

Исторические факты и рассказы о жизни города в прошлом

Исторические справки. Часть 1

Сообщение sadmin Пн июн 25, 2018 11:00 pm

Soroca-old-3.jpg
Soroca-old-3.jpg (82.13 КБ) Просмотров: 271

Город Сорока расположен на берегу реки Днестр, в глубокой долине, которая является частью правого берега этой реки. Находясь на пути между Бельцами и Сороками вдоль долины реки, вы сталкиваетесь по обеим сторонам дороги с продуктивной, черной землей, называемой географами, черноземом. Вблизи Сорок живописные пейзажи напоминают долину рек Рейн или Эльба; берега Днестра поднимаются вертикально, покрытые лесом и огромными гранитными скалами. В тишине мачты не слышно только звук потоков, Раковец и Воловиц.
 
Город Сорока имеет мягкий климат. Старая (нижняя) часть города населена евреями и имеет восточный облик. В новом городе вы поднимаетесь на высотную улицу; а из старого города по тропинке путешественник достигает огромных скал и пещер, вырытых в известняковом камне горных пород. Эти пещеры сохранили мистический вид некоторых древних храмов.

В пятом столетии, до Рождества Христова, город был местом греческой колонии «Ольхиония» на позициях Вэлтмана, Стамати и Кантемира. Несколько столетий спустя, даками был построен город под названием Сергидава или Саргус, а затем назывался Кречите. Вокруг крепости в скалах есть несколько подпольных мест, в которых, как и в катакомбах Рима, христиане прятались от жары языческого мира.
 
Рядом с деревней Градиште сохранились даже останки древней церкви. Если бы тут вели раскопки, я думаю, что это был бы большой археологический материал. Под властью генуэзцев на Черном море город стал торговым центром. Это были грузовые местные перевозки, поэтому собирались куски, шерсть, шкуры, что они везли из Подолии.
Таким образом, Ольхиония (хотя нам известно имя этого греческого поселения как Ольхиония, археологам до сих пор не удалось выявить арти факты и доказательства его существования P.S) была оплотом на дороге между Монастро и Сучавой. После завоевания Константинополя Магометом II, который уничтожил итальянские колонии на Черном море, Ольхиония перестала сущетствовать.
 
В середине третьего века, после Рождества Христа, город появляется с именем Сорока. В XV веке Штефан Великий (Штефан чел Маре) восстановил все старые генуэзские крепости. В другие времена бедные жители прятались от татар в лесах (кодрах) и в горных нишах вдоль Днестра. Здесь были некоторые скиты, а старые генуэзские руины служили убежищем. Жители рассказывали о бедных беглецах, откуда и возникло название Бедные - Сарака.
 
Город Сорока, как наиболее подверженный воздействию Востока, в своем историческом прошлом был ареной самых страшных вторжений. У ног его стен были войны между поляками и турками, татарами, молдаванами и казаками. Почва Бессарабии пропитана молдавской кровью.
 
Во всех этих битвах молдавские мазлицы и молдавские солдаты сыграли огромную роль, как это явствует из следующего христианского перевода, переведенного с славянского языка: «По милости Божьей Мы, Стефан-Воевод, Хосдорарж земли Молдовы, объявляем через эту книгу Мой Господь, которого он увидит и прочитает, услышит, что мы приветствовали нашу добрую волю и освещенное сердце, чтобы отдать наше последнее белье за их верное служение, которые служили нам верными спутником против врагов земли, и мы видим их правильное и верное служение, которое я любил с милостью Моего Господа, давшего и укрепившегося в нашей земле Молдавии пустынное место на Днестре, чтобы поселиться в этом местечке ».
 
* В тексте сохраняется правописание оригинала, продолжение в будущих выпусках
Автор Сезар Стойка, газета «Культура народа», Клуж, Румымия, 1926 г.


перевод с румынского П. Сельцера
По материалам газеты "Обсерваторул де Норд"

Oraşul Soroca e aşezat lângă Nistru, într’o vale adâncă care face parte propriu zis din malul drept al acestui râu. Venind pe şoseaua dintre Bălţi şi Soroca dealungul văiei Râutului, întâlneşti pe amândouă părţile ale drumului un pământ productiv, negru, numit cernoziom de către geografi; Aproape de Soroca, peisagiile pitoreşti amintesc valea Rinului sau a Elbei; malurile Nistrului se înalţă trufaşe, îmbrăcate cu păduri şi stânci uriaşe de granit. În tăcerea maestoasă nu se aude decât şoşotul pâraelor, Racovăţul şi Voloviţa.

Oraşul Soroca are o climă dulce. Partea veche a oraşului e locuită de evrei şi are o înfăţişare orientală. În oraşul nou urci pe o stradă cu pantă mare; iar din oraşul vechi urcând o cărare, călătorul ajunge printre stânci uriaşe la nişte peşteri săpate în piatra calcaroasă a păreţilor muntoşi. Aceste peşteri au păstrat până azi înfăţişarea mistică a unor temple antice.
În sec. V-lea, înainte de Hristos, era aşezată prin aceste locuri colonia grecească „Olhinia” după părerile lui Weltman, Stamati şi Cantemir. Cu patru secole mai târziu a fost zidită de Daci o cetate numită Serghidava sau Sargus şi apoi a luat numele de Crachita. În jurul cetăţii, stâncile au nişte subterane cu ganguri, în cari ca şi în catacombele Romei se ascundeau creştinii de urgia lumei păgâne.

Lângă satul Grădişte s’au păstrat chiar şi rămăşiţele unei biserici antice. Dacă s’ar face săpături, socot că s’ar găsi un însemnat material arheologic. Sub domnia Genovezilor pe Marea Neagră, oraşul a fost o emporie. Aci aveau ei intrepozitele lor de marfă, aci se adunau bucatele, lâna, pieile ş. a., ce ei aduceau din Podolia.
Olchionia pe aceste vremuri era deci o staţiune întărită pe drumul dintre Monastro şi Suceava. După cucerirea Constantinopolului de către Mahomed al II-lea, nimicindu-se coloniile italiene pe Marea Neagră, a dispărut şi Olchionia.

Pe la jumătatea sec. al III-lea după Hristos oraşul apare cu numele de Soroca. În sec. al XV-lea, Ştefan cel Mare a reconstruit toate vechile întărituri genoveze. În alte vremuri locuitorii săraci prigoniţi de tătari se ascundeau prin codrii şi stâncile malului Nistrului. Aci s’au format apoi nişte schituri şi vechile ruine genoveze serveau de adăpost. Locuitorii le ziceau fugarilor săraci, de aci şi seliştea a fost numită Săraca (C. Chamatsmy).

Soroca, ca punctul cel mai expus spre răsărit, în trecutul său istoric a fost pururea arena celor mai groaznice invazii. Aci, la picioarele zidurilor sale, se desfăşurau războaiele cele crunte dintre polonezi şi turci, tătari, moldoveni şi cazaci. Solul Basarabiei e îmbibat de sânge moldovenesc.

În toate aceste lupte mazilii şi răzeşii moldoveni au avut roluri mari, după cum reese din următorul hrisov, tradus din limba slavonă: „Cu mila lui Dumnezeu, Noi, Ştefan-Voevod, Hospodar al Ţării Moldove, dăm de ştire prin această carte, a Domniei-Mele, cui va vedea-o şi citind va auzi, că am binevoit noi, cu binevoinţa noastră şi inima luminată a dărui mazilelor noştri pentru credincioasa lor slujbă, cari ne-au servit drept credincios în contra duşmanilor ţării şi noi văzând a lor dreaptă şi credincioasă slujbă le-am miluit cu mila Domniei-Mele şi am dat şi am întărit în pământul nostru al Moldovei un loc deşert pe râul Nistru, ca să se aşeze un sat.”

*În text este păstrată ortografia originalului, continuare în edițiile viitoare
Cezar Stoika, ziarul “Cultura poporului, Cluj, 1926
sadmin
 
Сообщения: 807
Зарегистрирован: Вт июл 10, 2007 2:09 am

Вернуться в История Сорок

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron