Сороки в «Энциклопедическом словаре братьев Гранат»

Сороки в «Энциклопедическом словаре братьев Гранат» 

(Цикл «Не позабыть рассказать…»)

Братья Гранат Почти одновременно с «Еврейской энциклопедией» Брокгауза и Ефрона в конце ХIХ – начале ХХ веков начал издаваться «Энциклопедический словарь братьев Гранат». Фамилию Гранат носили известные в то время российские издатели. Два брата: Александр Наумович (1861-1933) и Игнатий Наумович (1863-1941) – в 1892-м году основали в Москве издательское товарищество, главным изданием которого стал «Энциклопедический словарь». В 1917-м году издательство Гранат было преобразовано в Русский библиотечный институт Гранат, а в 1939-м он вошёл в состав Государственного института «Советская энциклопедия». «Энциклопедический словарь братьев Гранат» – это, по сути, была Российская универсальная энциклопедия; изданная в Москве. Первые 6 изданий вышли в 8-9 томах (1891-1903); 7-е издание – в 58 томах (1910-1948), 56-й том не появился в печати. До 1917-го года издавался Товариществом «Братья А. и И. Гранат и К°», затем – Русским библиотечным институтом Гранат, 54-й и 58-й тома – Государственным институтом «Советская энциклопедия».

Несколько лет назад у меня была возможность познакомиться со всеми томами «Энциклопедического словаря братьев Гранат», которые имеются в библиотеке Хайфского университета. Все тома – в прекрасном состоянии. Мне представляется интересным  здесь описание моего родного города: «Сороки – уездный город Бессарабской губернии.  По ревизии 1847-го года в уезде имелись следующие «еврейские сообщества»: Сорокское – в составе 343 семейств, Атакское – 559, Рашковское – 22. По переписи 1897-го года, в уезде числилось 218 тысяч жителей, среди них – 31 тысяча евреев, в том числе – в Сороках всего жителей – 15 351, среди них евреев – 8 783. Из уездных поселений, в которых было не менее 500 жителей, евреи представлены в наибольшем проценте общего населения в следующих: Атаки – всего жителей 6 976, из них евреев – 4 690, Бричева – 1644 и 1 598, Вад (позднее – Вадул-Рашков) – 4 641 и 3 237, Вертюжаны – 1 057 и 1 047, Домбровены – 1815 и 1726, Згурице – 2 107 и 1 802, Капрешты  – 1002 и 866, Котъ – Маркулешты – 1 339 и 1 336, Кременчукъ – 985 и 291, Люблин – 519 и 517, Погорно- Розешты – 540 и 73, Руда (Рудь)  – 1289 и 127.

В Сороках, говорится далее в «Энциклопедическом словаре братьев Гранат»,  в 1910-м году имелись главная синагога, существующая с 1775-го года, маленький «бейт  а-мидраш» (молитвенный дом), существующий 100 лет, и большой «бейт а-мидраш», существующий 95 лет. Кроме того, в городе имелись в то время 16 молелен, из них четыре принадлежали ремесленным цехам. Три из них – хасидские. В городе есть старинные Торы и старинные предметы богослужения, но к какому времени они относятся Энциклопедический словарь братьев Гранат– неизвестно. Так как еврейская община  существовала здесь задолго до постройки первой синагоги, то предполагают, что первая Тора насчитывает около 300 лет. Кладбищ в Сороках три:  по рассказам старожилов, на них имеются могилы, насчитывающие 400 лет. Местное погребальное братство возникло в 1777-м году. Сохранился «пинкас»*, первая запись в нём  сделана 130 лет назад**. В городе имеются  больница, общество пособия бедным и ссудо-сберегательное товарищество, а также: казённое еврейское училище с ремесленными классами (с 1861-го года), частное женское, «талмуд-тора», еврейская общественная библиотека и читальня. Сумма коробочного сбора составляет 8 тысяч рублей в год. Из них расходуются на еврейскую больницу 5 тысяч рублей, на ремонт классов при еврейском училище – тысяча рублей, на раздачу бедным – тысяча пятьсот рублей и на другие нужды – пятьсот рублей («Энциклопедический словарь товарищества братьев Гранат», т.14, с.487).

 

   Примечания.

* «Пинкас», буквально – доска – актовая книга еврейской общины. «Пинкасы» велись, главным образом, до конца ХVIII века не только общинами, но и различными обществами и братствами, включая погребальные общества и благотворительные учреждения, а также ремесленными цехами. В «пинкас» общины вносились протоколы заседаний общинных правлений, местные постановления, списки должностных лиц, избиравшихся на ежегодных собраниях общины, дисциплинарные взыскания и штрафы, записи о гонениях и испытаниях, а также о других событиях…

** Если учесть, что данные о Сороках приводятся после 1910-го года, то можно предположить, что первая запись в «пинкасе» относится примерно к концу 1770-х годов.

 

Давид ХАХАМ