Евреи Сорокского района Молдавии

Из циклов «Мир еврейских местечек Бессарабии» и «Не позабыть рассказать…»

Вторая сохранившаяся синагога в ДумбравенахМне давно уже хотелось написать на эту тему, чтобы в какой-то степени восстановить справедливость. Дело в том, что в 2006 году в Кишинёве вышла солидная 542-страничная книга Василия Трофаилэ «Сорокский район» (на молдавском и румынском языке – «Raionul  Soroca» – «Сорокский район»). Я знаком с Васей Трофаилэ и хорошо к нему отношусь. Уроженец села Висока Сорокского района, Вася  любит наш с ним общий край, и в моих глазах он всегда являлся интернационалистом. Трофаилэ – автор более чем 25 книг и трёх крупных монографий: «Сороки», «Сорокский район», «Атаки», в которых объективен, честен и порядочен. Тем более я не могу понять, почему в книге о Сорокском районе этот автор не упоминает никого из представителей моей нации, хотя, видимо, прекрасно осведомлён об их заслугах. Он знает, что в создании большинства сельских инфраструктур района участвовали евреи: строители и учителя, врачи и фельдшеры, агрономы и полеводы. Здания школ, больниц, сельских здравпунктов строились или реконструировались под их руководством. Первые магазины и торговые центры создавались тоже при активном участии евреев. Первые мельницы и кузницы, первые пункты «Заготзерна» открывались евреями. Евреи были своего рода закваской, дрожжами прогресса на селе. Сегодня во многих случаях о них забыли, а иногда их заслуги даже приписываются другим людям…

В ХIХ и первой половине ХХ века Сорокский район был примерно в три раза больше нынешнего. Он простирался до границ Хотинского района (уезда, «жудеца») на севере, Бельцкого (или, как тогда говорили, – Белецкого) района на западе, Оргеевского района – на юге. Ныне самостоятельные районы: Флорештский, Дрокиевский, Дондюшанский, Окницкий – до начала 1960-х годов являлись составной частью Сорокского района. В Сорокском районе располагалось во второй половине ХIХ века 10 из 18 еврейских сельхозпоселений Бессарабии-Молдавии. Накануне 2-й мировой войны в Сорокском районе проживало 26 тысяч евреев (и около 12 тысяч – в самих Сороках). В селе Бадичаны в послевоенные годы была построена больница для психически больных детей. Активную роль в её создании, насколько мне известно, сыграл  известный сорокский врач-психиатр Михаил Давидович Маламуд. А в середине и конце 1990­х годов еë активно посещал и снабжал многими продуктами, медикаментами, инструментами Захар Исаакович Дороховский. В школе села Егоровка много лет преподавал русский язык и литературу  хорошо известный мне Пётр Львович Паниш, а в школе села Васильково преподавали математику, физику и географию Игорь (Изя) Шаевич Левинталь, Наум Исаакович Рабинович, Луиза Ефимовна Рабинович. Их и других учителей я упоминаю в  своей книге «Дорогие вы, мои учителя!», выпущенной в 2005 году. Вот лишь несколько строк из неё: «В мае 1944 года, через месяц после освобождения Сорок от нацистов, в селе Околина близ Сорок были организованы курсы подготовки учителей для работы в начальных школах района. Большинство слушателей этих курсов – вернувшиеся из эвакуации и уцелевшие в гетто еврейские юноши и девушки. Они составили костяк будущих педагогических коллективов города и района: работали в школах, заочно обучались в пединститутах, старались быть хорошими педагогами. Много лет в сельских школах «сеяли разумное, доброе, вечное» Анна Яковлевна Линдер-Дорогоер (село Христичи), Самуил Абрамович Павис (сёла Косоуцы, Рубленица), Арон Лейбович Нисензон (Егоровка, Косоуцы), супруги Ахимблит, Хайлис и Вайсенберг (Раковец), Ента Томховна Верета (Косоуцы), Пётр Львович Паниш (Егоровка), Густа Давидовна Шульман (Редь-Черешновец), Исаак Борисович Перпер (Косоуцы), Сима Яковлевна Котовская (Косоуцы, Раковец, Бужеровка), супруги Нусинович (Рубленица), супруги Мейлах (Курешница, Шептеличи), Сарра Шимоновна Траталович (Рубленица)...