Наш земляк – выдающийся фотограф ХХ века Исаак Китроссер

(Циклы «Земляки» и «Не позабыть рассказать…»)

Хуна Кетросер с тремя сыновьями: Лёвой, Исааком, СамуиломИмя этого человека, Исаака Китроссера, за последние годы я упоминал, по крайней мере, трижды: в статье «Китросы и Китросеры», где назвал всех известных мне к тому моменту сорочан – носителей этой фамилии – и где выдвинул свою версию происхождения сначала топонима (Китросы), а затем – антропонима (Китросер) – от ивритского понятия «кетер» (венец, корона, коронка, крона, диадема); в статье «Расстреляны у Бекировского моста», где в списке, насчитывающем фамилии, имена и возраст сорока одного еврея, расстрелянных 8 июля 1941 года у въезда в приднестровский городок Сороки, названы его отец, Хуна Исаакович Китросер, 67 лет, и два двоюродных брата отца: Иосиф (Осип) Моисеевич и Григорий Моисеевич Китросеры, 66 и 58 лет; наконец, в статье «Жена и муза великого скульптора» я рассказал о Берте Моисеевне Липшиц-Китросер, тоже двоюродной сестре его отца. Справедливости ради хочу отметить, что раньше меня об Исааке Китросере упомянул в своей книге «Страницы истории сорокских евреев» врач-акушер-гинеколог Аркадий Мазур и даже поместил фотографию, сделанную в Париже в 1933 году, на которой запечатлены Хуна Китросер с тремя его сыновьями. В книге Аркадия Мазура  опубликована также фотография брата Исаака, Самуила Исааковича (?) Кетросера, проживавшего на момент написания книги (1990 год) в США (о нём я расскажу далее, в конце статьи). Вот что писал тогда Аркадий Мазур: «У крупного землевладельца и домовладельца Хуны Исааковича Кетросера (1874-1941) было трое сыновей: Лёва, Исаак, Самуил (самым старшим был Исаак – Д.Х.). Отец стремился дать им разностороннее образование. После окончания средних учебных заведений он отправил их учиться в Париж. Окончив там институты и университеты, дети Кетросера переехали в США, где заняли подобающее их квалификации положение. Самый младший из них, Самуил, 1911 года рождения, выпускник Сорокского технического лицея, свободно владел шестью языками: румынским, русским, французским, английским, идишем, ивритом. Он углублённо изучил фотографию и занял ведущее положение как конструктор при разработке ряда современных фотоаппаратов, на что имел несколько патентов. В 1990-х годах Самуил Хунович Кетросер постоянно поддерживал связь с Сорокским обществом еврейской культуры и своими земляками. А его отец – Хуна Исаакович Кетросер – был расстрелян нацистами в 1941 году среди первых сорока (сорока одного – Д.Х.) виднейших евреев города Сороки. Его жена погибла в Вертюжанском лагере смерти» (Аркадий Мазур. Страницы истории сорокских евреев, 2-е изд., 1999, с.29-30). В книге Мазура есть ряд неточностей, среди них – упоминание о том, что все дети Хуны Китросера переехали в США. Это не так. Исаак Китросер всю свою сознательную жизнь прожил в Париже. Возможно, в годы  нацистской оккупации он и выезжал на короткое время в США, но в его биографии указано, что с 1940 по 1955 годы он работал в знаменитом парижском журнале «Пари-матч», а до этого и после – также тесно сотрудничал с различными парижскими издательствами. Он умер в Париже и был там похоронен. Его дочь и наследники проживают и ныне в Париже. Так что указание на США в данном случае считаю ошибкой.

Исаак Хунович Китросер за свою долгую 85-летнюю жизнь здорово «наследил» во французской технике, истории, искусстве и культуре. Его имя можно услышать из уст экскурсоводов во французском (парижском) музее фотографии, а также среди имён выдающихся французских изобретателей ХХ века и даже среди имён выдающихся французских масонов второй половины ХХ века. Для русскоязычных читателей слова «масон» и «масонство» традиционно звучат как ругательные, с негативным оттенком. Масоны в России были представителями тайных лож, затевавшими революции и путчи, погромы и теракты. В течение почти всего ХIХ века и, особенно, – в течение века ХХ в России создавался резко отрицательный образ масонства. К примеру, до сих пор можно встретить утверждения, что это масоны погубили известных российских литераторов: Пушкина и Лермонтова, Блока, Маяковского и Есенина, даже Александра Фадеева и Юлию Друнину...В середине ХIХ века появилась теория «жидомасонства», согласно которой евреи всегда желали и всегда желают обрести мировое господство. Такое широко распространённое заблуждение до сих пор ни в России, ни в других бывших соцстранах не подвернуто осуждению и критическому осмыслению. Между тем известны политические, общественные, государственные деятели, учёные, деятели культуры разных стран, которые в разные годы и при разных обстоятельствах становились масонами. Это, к примеру, бывший премьер-министр и министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус, писательница Нина Берберова, учёный Леонид Мацих…Я не буду останавливаться сейчас подробно на масонах – скажу только, что во Франции во второй половине ХХ века они ещё продолжали объединяться в свои «ложи». Ныне там существует около одиннадцати крупных («великих») масонских лож. Назову только несколько их них, где названия, как правило, говорят об их направленности: «Астрея» № 500 (название астероида, подобного звезде, и огромного литературного сочинения Онорэ дэ Бальзака), «Александр Сергеевич Пушкин» № 1101, «Гермес» № 535, «Золотое руно» № 536, «Лотос» № 638 и другие. Так вот, наш земляк, Исаак Китросер, был в разные годы членом двух масонских лож: «Астрея» и «Лотос»…