Молдавский джаз и евреи

Загадки молдавско-еврейских связей.  Часть 5

(из цикла «Евреи в мировой культуре»)

Шико   Аранов (1905-1969) Размышляя над загадками молдавско-еврейских связей в различных областях жизни, особенно – в искусстве и литературе, я не могу не рассказать отдельно об одном уникальном музыкальном коллективе Молдавии. О нём я уже писал несколько раз за последние годы по разным поводам, так как с юности восхищался им, следил за его успехами, а в недавнем прошлом оказался хранителем уникального архива фотографий и звукозаписей, связанных с ним. Этот коллектив, на мой взгляд, – яркий и прекрасный образец интернациональной дружбы и взаимосвязей – личных, творческих, семейных  – людей разных национальностей и вероисповеданий. В коллективе главенствовали евреи, но никто из остальных не чувствовал себя никогда «униженным и оскорблённым». И вот что поразительнее всего: не стало руководителя – не стало коллектива (вот уже 40 лет!), но до сих пор и о руководителе, и о коллективе пишут, вспоминают, говорят…

Одно из самых ярких впечатлений моей юности связано с джаз-оркестром «Букурия», руководимым Шико Арановым. Возможно, большинству читателей это имя не знакомо, но у нас в Молдавии в 1960-х годах это имя было у всех на слуху. Ежедневно по радио звучали инструментальные пьесы и песни этого коллектива, выпускались пластинки, устраивались гастроли. То в одной газете, то в другой отмечалось, что джаз-ансамбль Шико Аранова выступил успешно в Ялте и Сочи, Москве и Ленинграде. Мы были очень горды тем, что коллектив из Молдавии, руководимый евреем, настолько популярен во всём Союзе, что везде ему сопутствует успех. Некоторые песни, созданные Арановым, я запомнил наизусть и распевал их на первых свиданиях с девушками и моей будущей женой. А потом (в 1967 году) я уехал учиться на Украину, в Донецк, и как-то упустил из виду Шико Аранова и его оркестр. В конце 1990-х годов мне довелось познакомиться с новой репатрианткой, заслуженным деятелем искусств Молдавии Изольдой Борисовной Милютиной, которая рассказала мне о встречах с Шико Арановым, опубликовала в одной из израильских русскоязычных газет статью о нём. А ещё через некоторое время мне позвонил Исаак Брейтбурд, который оказался сыном Шарля Брейтбурда – того самого музыканта-саксофониста, что создал оркестр, выступавший в перерыве между прокатом фильмов в кишинёвском кинотеатре «Орфеум» («Патрия»). Этот оркестр в начале 1941 года возглавил Шико Аранов и превратил его в Молдгосджаз. Шарль Брейтбурд продолжал играть в этом оркестре до самой смерти, а после школы в оркестр приняли его сына Исаака. На всю оставшуюся жизнь Исаак Брейтбурд сохранил  привязанность и любовь к Шико Аранову, собрал большой фотоархив о нём и его оркестре. Мне довелось пару раз переговорить по телефону с внуком Шико Аранова – Эрнестом Арановым, режиссёром израильского телевидения, который в разные годы выпускал в Израиле телепрограммы «Иврит катан» («Малый иврит»), «На ночь глядя…», «Тмоль шильшом» («Вчера-позавчера»), являлся сорежиссёром и монтажёром многосерийного телефильма «Между строк». Имя своё он получил от родителей-космополитов, которых, вероятнее всего, вдохновляли в молодости американский писатель Эрнест Хемингуэй (1899-1961) и немецкий певец-антифашист Эрнст Буш (1900-1980).