Как воспитывает музыка?

Этот форум пред­на­зна­чен для общего обмена мне­ниями по различным
темам.

Как воспитывает музыка?

Сообщение Guest Чт июн 17, 2010 10:51 am

Из размышлений учителя музыки

Печально и чиста,
Как жизнь, детьми любима,
Как жизнь, ты непроста,
Как жизнь, непостижима, музыка!

(Кайсын Кулиев)

Искусство учит понимать жизнь. В искусстве заключён опыт всего человечества, всех времён, всех стран и сословий. Сила его безгранична. Искусство пробуждает лучшее, что есть в человеке, – его стремление к красоте, любви, созиданию, творчеству. Как говорил музыкант и педагог Генрих Нейгауз, таланты создавать нельзя, но можно создавать культуру, то есть почву, на которой они произрастают. Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных и творческих способностей, чем детство, трудно представить. Все дети – музыканты, поэты, художники… Природа щедро наградила каждого из них. Чем больше красоты откроется ребёнку в детстве, тем тоньше станет его эстетическое восприятие, полнее и богаче будет его жизнь, трепетнее станет его душа.

Музыка занимала и занимает огромное место в жизни людей. «Музыка – величайшая сила, – утверждали древние философы. – Она может заставить человека любить и ненавидеть, убивать и прощать». Специфические особенности музыки как вида искусства реализуют природу искусства в целом, то есть способность формировать человеческую личность, передавая ей ценности, нормы, идеалы, накопленные культурой и отвечающие как общечеловеческим потребностям, так и потребностям данной социальной среды, запечатлевая в художественных образах всё более многомерную картину действительности, развивая в человеке творческое начало, его созидательную активность.

Теперь мы, наверное, уже сможем ответить и на поставленный в заголовке вопрос: как воспитывает музыка?

Одно из толкований слова «воспитание» позволяет объяснить этот важный педагогический процесс, как такое «питание» тела, души и духа ребёнка, при котором его личность поднимается ввысь, «восходит» от конкретного образа к возвышенному, более совершенному первообразу. В контексте этого толкования возможности предмета «музыка» поистине уникальны, так как мало какой учебный предмет может сопроводить рационально выраженные знания (о мире, человеке и обществе) столь сильным иррациональным «зарядом» из переживаний, эмоций, интонаций и различных оттенков человеческих чувств.

Между музыкой и словом много веков существует неразрывная связь. О тесной связи музыки и художественного слова свидетельствуют такие шедевры мировой культуры как романс М.И.Глинки на слова А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновение», оперы А.П.Бородина «Князь Игорь» и М.П.Мусоргского «Борис Годунов». Иногда музыка достигает таких высот выразительности, что даже слова могут показаться излишними, как в случае с «Лебедем» К.Сен-Санса или хоралами «Страстей по Иоанну» И.С.Баха, которые, хотя и звучат в оригинале на немецком языке, но и без перевода могут глубоко волновать душу.

Не только книга, но также любое явление культуры может быть рассмотрено как «текст», состоящий из «знаков» или «символов», которые особым образом оформлены в соответствии с принципами или законами, присущими данному виду творчества. Музыка не является исключением – каждое музыкальное произведение состоит из связанных между собой звуков, символов, и потому, в определенном смысле, является «посланием» композитора его слушателям – неслучайно мы называем крупные музыкальные произведения «опусами» или «сочинениями». Подобное толкование музыкальных произведений побуждает учащихся воспринимать их не потребительски – по принципу «чего изволите?», а осмысленно, задумываясь над тем, что именно хотел сказать слушателям автор, проникая в творческий замысел композитора.

Но для того, чтобы проникнуть в творческий замысел композитора, ученик должен научиться анализировать музыкальное произведение с точки зрения «языка» музыки, что невозможно без овладения основами музыкальной теории.

Большое значение для воспитания внимания к музыке, понимания её выразительности, связи музыки с жизнью является использование музыкальных произведений во внеклассной работе с учащимися. Большую роль в воспитании вдумчивого отношения к музыке играет также стиль отношений педагога с детьми.

Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать, сопереживать другому человеку.

«Спасибо, музыка, тебе, спасибо!
Ты вечной нежности полна и силы!
Благодарю за светлый миг, когда мне вдруг открылся целый мир!
Твой мир, музыка!»

(Ольга Пирагс)

Инна ГРИНШПУН,
преподаватель кафедры «Educaţie muzicală» Педагогического колледжа «Михай Еминеску»
г. Сороки

По материалам газеты "Observatorul de Nord"
Guest
 

Вернуться в Отклики наших читателей

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5

cron