Память ( По cтраницaм истории сорокских евреев)

Этот форум пред­на­зна­чен для общего обмена мне­ниями по различным
темам.

Память ( По cтраницaм истории сорокских евреев)

Сообщение Guest Пн ноя 15, 2010 4:53 pm

Прим. редакции: Публикуя присланную нам статью (в ответ на ранее опубликованную статью Д. Хахама " 20 лет СОЕК"), мы рискуем навлечь на себя жесткую критику со стороны. Но, автор статьи просила ее опубликовать. У каждого человека есть свое мнение и, объективно, мы должны его уважать. Выносим на суд наших читателей статью " Память" и ждем откликов сорочан.


Размышления к 20-летию юбилея СОЕК

Вышла в свет статья Д. Хахама, посвященная юбилею СОЕК. Вроде и дата знаменательная, и публикация своевременная. Однако не оставляет меня чувство, что истинной целью автора было походя замарать доброе имя моего отца, покойного ныне врача-гинеколога А. Мазура. Не зря ведь в относительно небольшой по объему статье имя Мазур муссируется 5 раз, причем четыре из них в, мягко выражаясь, исключительно недоброжелательном тоне.

Люди воспитанные обычно понимают, что неприлично дурно отзываться о тех, кто ответить уже не сможет. Но, оказывается, не перевелись еще индивидуумы, коим порядочность не свойственна. Такие руководствуются правилом: тут ножку задеру, там ножку задеру, а брызги, глядишь, долетят и испачкают человека. Вот и несут они полнейший бред про серых кардиналов и якобы имеющихся у них сведениях о согласовании действий «с райкомом и КГБ» (информация, надо понимать, получена автором из самих же вышеозначенных источников).



ИзображениеТак и изданная отцом книга «Страницы истории сорокских евреев», книга, идею которой папа вынашивал много лет, по крупицам собирая информацию в архивах, музеях и библиотеках (бывало, в свое свободное время ездил в Кишинев исключительно с целью попасть в городской архив), разыскивая тех, кто еще помнил давно ушедших людей, ведя переписку с ныне живущими (заметьте, все это еще в доинтернетовскую эру) – эта вот книга рассматривается г-ном Х. исключительно глазами недоброжелателя, с какими-то гнусными полунамеками (все тот же прием задирания ножки). Дескать, материал там преподнесен «субъективно, тенденциозно, однобоко» - ну, и т. п. – далее цитировать не стану. И даже сам факт, что книгу удалось издать трижды, и экземпляры всех тиражей полностью разошлись и нашли заинтересованного читателя, в устах г-на Х. звучит с неодобрением.

А ведь это было самое первое произведение крупной формы на подобную тему, вытаскивающее из тени забвения лица евреев, сыгравших видную роль в еврейской общине довоенных Сорок, а также сохраняющее для потомков имена современников. Многие заслуженные люди, возможно, остались за пределами публикации, но в предисловии ко второму изданию автор объясняет: «Для полного освещения некоторых вопросов мне были доступны только ограниченные материалы. ... Названием книги я хотел подчеркнуть, что не претендую на универсальность, а освещаю только отдельные страницы из истории сорокских евреев». И далее в тексте: «Возможно, я кое-кого упустил. Деятельность многих из упомянутых мною достойна более широкого освещения. Но меня ограничивает объем издания». Отец был из тех людей, которые умеют ценить достижения своих соплеменников, и не хотел, чтобы они – как достижения, так и имена соплеменников – канули в Лету. Он с радостью приветствовал шаги других людей в этом направлении. Уверена, что живи он сейчас, восторгался бы и этим сайтом, объединяющим всех сорочан. Он достойно оценил бы усилия тех, кто сайт создал и поддерживает его работу...

Бывают на свете люди, которые во всем видят прежде всего себя: и там он был, и в этом поучаствовал, и здесь сражался в первых рядах, и генеральной линии «пытался противоречить». Папа был не таким. Мог бы, казалось, побольше рассказать о самом себе в своей же книжке, но всего лишь несколько раз коротко упоминает свою фамилию, да и то только наряду с именами других участников тех или иных событий, не рассыпаясь в велеречивых перечислениях своих деяний. Зато он умел отдать должное малейшим заслугам остальных людей. Порой их преувеличивая? (Это к вопросу о роли А. Маламуда). Не знаю, не мне сейчас судить. Думаю, ему было виднее, ведь, будучи жителем Сорок (в отличие от г-на Х., который к этому времени покинул город) и являясь председателем СОЕК, он располагал достаточной информацией о том, кто и в каком объеме в эти годы помогал обществу. Кстати, как имя, так и заслуги самого г-на Х. тоже нашли отражение в книге невзирая на личную неприязнь автора к этому человеку. Да, я знаю, отец недолюбливал г-на Х. из-за личностных качеств последнего. У папы хватало характера открыто высказывать свои взгляды в разговорах с участием г-на Х., но он никогда не опускался до публичной демонстрации своей антипатии в печатных изданиях, цель которых – сплотить общество, а не разобщить его.

Отец умел найти хорошие, добрые слова о героях своей книги. Сравните, как описывают одного и того же человека А. Мазур и Д. Хахам:

«С. О. Нувельман преподавал иврит и отдельные главы из истории еврейского народа в организованной воскресной школе. Однако возраст влияет на подвижность человека. Когда стало трудно добираться до воскресной школы, Семен Осипович нашел возможность продолжать преподавательскую работу на дому. И все это безвозмездно». (А. М.)

«... В городе Сороки оставался к тому времени только один старик Шмелька Нувельман, который помнил иврит, но не настолько, чтобы преподавать его системно и большой группе слушателей...” (Д. Х.)

По-моему, последнее высказывание звучит как-то не очень уважительно к памяти этого достойнешего человека.
Изображение
Г-ну Х. особенно не понравилась концовка книги с прогнозом на перспективу прекращения деятельности сорокских землячеств в будущем. Да, прогноз этот невеселый, и сделан был не с легким сердцем, так как любивший родной город отец с грустью отмечал резкое сокращение еврейского населения Сорок, и, как человек честный, не пытался придумывать хэппи энд там, где картина совсем нерадужная. Сам же г-н Х. и сообщает, что «сегодня на заседания, которые проводятся раз в неделю, люди не приходят». Впрочем, я буду рада, если этот папин прогноз не оправдается и от души желаю новому председателю СОЕК Семену Векслеру изменить ход событий.

Перефразируя слова Чарли Чаплина, скажу, что человек жив до тех пор, пока память о нем живет в сердцах людей. Я уверена, что найдется в разных странах и на разных континентах много тех, кто с теплом вспоминает доктора Мазура.

Живет где-то в Израиле Аркадий Штицман, названный в честь моего папы благодарными родителями. Его мама в тяжелейшем состоянии поступила в роддом, а его отец, почувствовав неладное, решил прийти прямо домой к доктору Мазуру и просить помощи, хоть и не был близко знаком с врачем. И случилось это как раз вечером, когда в честь дня рождения папы в доме собрались гости. И ушел папа со своего дня рождения, хотя мог бы и не уходить – не его это было дежурство, и провел всю ночь у постели роженицы, и помог благополучно произвести на свет ребенка.

Надеюсь, до сих пор здравствует в Молдове обычная женщина Ксения, о небывалой воле к жизни которой папа не раз рассказывал в кругу семьи. Именно ее слова: «Доктор, я все равно выживу» с восторгом цитировал он нам, детям, и приводил ее как пример проявления человеческой воли и характера, вырвавших ее из рук смерти. Именно ей он пообещал поставить при выписке бутылку шампанского (и поставил!).

И, как говорится, алаверды – хочу вместо папы передать привет тому румынскому хирургу, который, будучи в гостях в Израиле, познакомился с сорочанами и спросил, не знают ли они такого доктора Мазура из Сорок. А услыхав в ответ, что конечно знают, попросил передать доктору привет от незнакомого ему врача из Бухареста. А суть в том, что пришлось этому хирургу как-то делать операцию женщине, в истории болезни которой было указано, что за десять лет до этого она была прооперирована в Сороках акушером-гинекологом Мазуром. И не ожидал этот румынский хирург многого от неизвестного врача из какого-то маленького молдавского городка, но, увидев результаты той давней операции, поразился мастерству доктора настолько, что запомнил его фамилию, и через много лет воспользовался случаем и передал этому замечательному гинекологогу привет.

Думается, немало найдется и тех, кто может добрым словом вспомнить и чисто человеческие качества моего отца – его готовность выслушать людей, стремление дать дельный совет, умение посочувствовать и поддержать в трудную минуту, способность оценить и искренне восхититься удачной шутке, его доброту, деликатность, и вместе с тем до старости сохранившуюся детскую наивность и растерянность в присутсвии хамства.

И в заключение выскажу общее пожелание для всех тех, кому захочется поделиться своими мыслями и воспоминаниями: давайте будем бережнее относиться к памяти ушедших и щадить чувства их близких.


Светлана Шевкун (Мазур)

Канада
Guest
 

Re: С 20-летним юбилеем, СОЕК!

Сообщение Guest Вс ноя 21, 2010 2:03 pm

Надо же, Сорокскому обществу еврейской культуры (СОЕК) исполнилось 20 лет! А кажется, что все начиналось совсем недавно.

Так сложилось, что вместе с Алисой Комар (Колесниковой) мы тесно были связаны с СОЕК с самого его основания и сотрудничали со всеми его председателями, начиная с Ехила Перецовича Кесельбренера и заканчивая Захаром Исааковичем Дороховским. Мы занимались подготовкой детей к выступлениям на концертах и республиканских смотрах еврейского народного творчества. Не могу не вспомнить с улыбкой, как конкурсанты из кишиневского, да и других обществ требовали перерыва: они не хотели выступать после наших детей, чтобы зрителям и комиссии не бросилась в глаза большая разница в уровне подготовки сорочан. А выступления наши проходили не где-нибудь, а в новом Театре оперы и балета, в зале Филармонии или в Органном зале. Наши подопечные всегда занимали первые места, лучшие номера возили на Хануку в город Харьков. Посол Израиля в Молдове подарила каждому из наc по книге с песнями на иврите. В наших успехах заслуга всех членов общества и, в первую очередь, его председателей. Всех, без исключения, вспоминаю только добрым словом.

Поэтому меня очень сильно задело, когда Д. Хахам, пользуясь таким замечательным событием, как юбилей СОЕК, " прошелся" по одному из основателей сорокского культурного общества — Аркадию Давидовичу Мазуру. Хахаму, наверное, кажется, что живых свидетелей того, как все начиналось, уже нет, поэтому и можно выпятить свои заслуги и очернить работу других.

А ведь свою добрую репутацию Аркадий Давидович завоевал собственными делами —и здесь даже преувеличивать ничего не надо — и доктором был от Бога, и за советом к нему можно было обратиться. Об этом человеке знают все сорочане, и не только они, потому что таких людей не забывают. Уж кто–кто любил город и знал людей, так это А. Д. Мазур.
Он вовремя умел поддержать человека в трудную минуту, не только советом, а конкретными делами, никогда не умалял человеческого достоинства, несмотря даже на разницу в возрасте. Он всегда был предупредительным, честным, порядочным человеком с хорошим чувством юмора. И за Сороки переживал — его статьи часто печатались на страницах нашей сорокской газеты, он издал несколько книг, в том числе об истории сорокских евреев.
Я часто бывала в доме у Аркадия Давидовича и многое знаю не понаслышке. Хорошо помню, как он по крупицам собирал материал для книги о сорочанах, как рассказывал о том, как продвигается работа над книгой. Сама не раз обращалась к нему за советами. Встречая его в городе, видела, как останавливают его люди, как стремятся с ним побеседовать, узнать его мнение, поделиться своими проблемами.

Замечательный был человек! По-моему, это просто верх непорядочности стараться осквернять память такого человека!

Алла Унтура
Израиль
Guest
 


Вернуться в Отклики наших читателей

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

cron