Знаете, каким он парнем был ?

Этот форум пред­на­зна­чен для общего обмена мне­ниями по различным
темам.

Знаете, каким он парнем был ?

Сообщение sadmin Вс янв 09, 2022 3:45 am

7 января 2022 года исполнилось бы 75 лет Иехилу (Люсику) Готкису (01.07.1947-21.07.2017). Он ушел из жизни 5 лет назад.
Выдающийся ученый, которым может гордиться русская школа #2 в Сороках и которым гордится Америка, для научных достижений которой, он так много сделал в своей жизни.
Gotkis Yehiel-2.jpg
Gotkis Yehiel-2.jpg (51.19 КБ) Просмотров: 64

Выпускник русской школы #2 1965 года, того же года, что и Михаил Перельройзен. Оба ученые очень высокого ранга, один почитаемый в Израиле и Америке, другой в России. Один физико-химик, второй физик. Только Миша учился в классе "А", где классным руководителем была Эвелина Филипповна Петрова (преподаватель русского языка и литературы). Люсик Готкис учился в классе "Б", где классным руководителем был Борис Ильич Цекиновский (преподавал английский язык). Оба класса отличала особая целеустремленность, стремление к знаниям. Больше всех студентов "интриговал" Борис Николаевич Пасечник, преподаватель химии. Он требовал тщательной подготовки к каждому классу занятия, устраивал перекрестные опросы и требовал идеальное знание валентности химических элементов. Борис Николаевич вел дополнительное вне класса лабораторное занятие, которое посещали все те, кто готовился стать профессиональным химиком. Здесь были Люсик Готкис, Миша Перельройзен и многое другие. Занятия по математике тоже отличались оригинальностью. Здесь все было в пределах школьных требований, но они отличались той изящностью, которую умел преподнести только Николай Иванович Задорожный.
Здесь мне бы хотелось отвлечься от старших классов школы и вернуться к воспоминаниям о младших классах.

Не все сегодняшние школьники знают этот предмет. А такой был в 50-х годах в школах. Назывался он - чистописание или правописание. Идея этого класса уходит далеко к началу века. Чтобы научить писать школьника, на занятиях чистописания требовалось выписывать каждую букву тщательно, например А, Б, B, Г и т.д. Было разработано методическое пособие, где были варианты этих букв. Ученики 1 и 2 классов должны были учиться калиграфически писать каждую букву. Это сейчас в школах такого предмета нет, поэтому начиная с 1 класса каждый пишет как может, иногда и трудно разобрать, что написано. При этом надо учесть, что в 50-х годах не было шариковых ручек, они появились в 60-е годы. А 50-е годы писали простой ручкой с пером и чернилами. Капнуть или разлить чернила было самым простым делом и этому тоже учили на уроках чистописания. Я об этом детально пишу, посколько сейчас перейду к конкретному изложению материала.

Итак, представьте себе 1956 год, когда Люсик Готкис учился во втором классе школы #4, возле бани. Анна Ивановна Ржепецкая, наша классная руководительница, проводит очередное родительское собрание. Присутствуют почти все родители учеников класса. Анна Ивановна очень строго следила за посещаемостью собраний, накануне каждый родитель должен был расписаться в дневнике, что он знает день и время собрания. Анна Ивановна обращает внимание родителей на трудности некоторых учеников с предметом правописания и аккуратности отношения к этому предмету. А сейчас, говорит Анна Ивановна, я приведу конкретный пример: она вытаскивает со стола тетрадку в 12 листов и показывает родителям. На первом и втором листах не очень аккуратно написанные буквы.
А сейчас, говорит Анна Ивановна, посмотрите на 3 и 4 страницы. Она переворачивает страницы, видны линии букв и посередине красноватое пятно с размером 5-ти копеечной старой монеты. А это что, задает она вопрос родителям? и сама отвечает: ребенок ел сливовое повидло и оставил в тетради этот след. Она переворачивает следующую страницу и показывает ее родителям. Видны линии букв и посередине пятно. Анна Ивановна спрашивает: а это как вы думаете что? И сама отвечает: ребенок делал чистописание и ел хлеб со сливочным маслом. Масло попало на бумагу и растаяло.
Следующий вопрос родителям, как вы думаете, чья эта тетрадка? Минута молчания...
Называю ученика: Люсик Готкис, За ребенком нет контроля и он ни минуту не сомневаясь сдал мне на проверку эту свою тетрадку.

Анекдотичный эпизод, но он отражает, как Люсик Готкис начинал учебу в школе в младших классах. Да, действительно, контроля родителей за ним не было. Мама работала в селе учительницей и уезжала из дому на неделю. В городе Сороки она работу не могла найти. А существовать надо было. Машин и автобусов, которые бы ходили регулярно не было. В деревнях в 50-х годах осенью можно было утонуть в густой грязи чернозема, а зимой снег заносил все дороги. Только одиночные сани, запряженные лошадьми могли проложить небольшую колею. Добраться домой не было шансов и она снимала комнату для ночевки. Отец, сам водитель автобуса, уходил на работу в 6 утра, возвращался вечером. Оставлял на столе кучу копеек, которые у него оставались с рейсов, чтобы дети- Люсик и Феня могли купить в магазине хлеб и молоко. В доме оставалось варенье, повидло, сливочное масло и т.д. Дети были предоставлены себе целый день.
Отец возвращался вечером домой и начинал готовить ужин. Праздником для детей были - суббота и воскресение. Мама возвращалась из села и готовила борщ, пекла пирожки. В доме становилось тепло и уютно. В понедельник все возвращалось на круги свои: все самостоятельно. Думаю, вам сейчас становится понятным, как появилась эта тетрадка по чистописанию.

Когда Люсик стал постарше, уходил из дома почти на полдня: играл с друзьями в баскетбол, гонял мяч в футбол. К школьным занятиям почти не готовился. Успевал пролистать учебник по истории, немножко географию. Написать домашние задания по математике, физике, химии. Иногда приходил в школу, в 8-9 классах, вообще без подготовленных домашних заданий. В перемены успевал, если надо, переписать у кого-то домашнее задание по математике или физике. Но начал серьезно готовиться по химии, посещал дополнительные занятия. Боялся Бориса Николаевича Пасечника. Играл с ним классно в настольный теннис.
Тот, кто прочитал вышеописанное, наверное, скажет: типичный разгильдяй! Но окажется не угадал, а попал мимо...
Дело в том, что начиная со старших классов у Люсика Готкиса отчетливо начала проявляться одна особенность: К занятиям не готовился, где-то болтался днем. В класс приходил: пролистывал учебник.
На занятиях послушал выступления других одноклассников и он уже вошел в форму. Когда его подымали и вызывали к доске, он уже мог членораздельно обьяснить, как решить эту задачу и в чем смысл этого физического эксперимента, а по химии ему не было равных, ни в классе, ни в школе. К окончанию школы он подтянулся. Стал более серьезно относиться ко всем предметам и закончил школу на 4 и 5-ки. Путь в ВУЗ был открыт!

Осталось немного сказать следующее. Все наклонности и привычки Люсик взял от матери. Мать тоже была не очень сосредоточена. Но обладала высоким интеллектом. Преподавала историю, географию, знала несколько языков: русский, румынский и даже французский. Свободно читала книги на этих языках. Отец не очень ценил эти качества матери. Ему была нужна жена, мать его детей. К сожалению, у нее не всегда была возможность для этого. В старших классах, она почти не посещала родительские собрания в школе. Но опять возвращаясь к началу строки, мать Люсика была очень интеллектуальным человеком, с острым умом. Легко усваивала многие языки и разные предметы, которые она вела в сельской школе, из-за отсутствия других учителей. Судя по-всему, семья матери была идеологически продвинута. Многие ее братья и дяди участвовали в гражданской войне в Испании в 1936-1938 годах. Свободно говорили на испанском и французском языках.

Можно еще много рассказывать разные небылицы из юных лет Люсика. Когда Люсику было лет 10, отец купил им козу. Идея была хорошая. В магазинах иногда не было завоза молока, да и детям не очень хотелось бежать в магазин за ним. Поэтому отец и купил козу, рассчитывая, что Люсик будет выводить козу ежедневно на прогулку, пощипать траву. А Феня должна была подоить козу и сварить манную кашу на керогазе. Вначале, она это делала с охоткой, но потом, ей это дело надоело. Люсик утром вставать не хотел, долго валялся в постели, читал книжки. А занятия в младших классах школы начинались у нас только после 1 часа дня. Козу выводить не хотел.
Все обязанности оказались на плечах его сестры. После полугода, отец козу кому-то отдал или продал.

"Детские болезни" Люсика с возврастом уходили на задний план. Он по-прежнему целыми днями был свободен и сам их планировал. В мае 1965 года в семье произошла трагедия. После тяжелой болезни неожиданно скончался отец Люсика, дядя Леня, как мы его называли. Человек очень порядочный, посвятивший себя детям и очень скромный. Он работал сколько он мог, чтобы его дети не чувствовали себя чем-то обиженными и делал для них все возможное. После этих событий мать оставила работу в сельской школе и вернулась домой. Все это случилось в период сдачи выпускных экзаменов в школе. Люсик выдержал это трудное время, сосредоточивших на экзаменах. Через пару месяцев он уехал в Иваново и поступил в химико-технологический институт, тот самый, который уже закончил Иосиф Койфман и вставший, в последствии, ректором этого института. Койфман тоже был выпускник русской школы #2, защитил докторскую диссертацию, получил высокое звание члена-корреспондента Академии наук. Для Люсика Готкиса это был наглядный пример, чего можно достичь в жизни, если целеустремленно двигаться в науке.

5 лет в ВУЗе пролетели быстро. Люсик сосредоточился на любимых предметах: математике, физике и химии. Он легко брал эти высоты, избавился от литературы, истории, географии, ботаники и т.д
Он закончил ВУЗ блестяще. Его профессора видели в нем перспективного и талантливого студента. Люсика оставляют в аспирантуре. Через 5 лет он защищает успешно кандидатскую диссертацию.
Перед ним открываются перспективы преподавания в родном ВУЗе и дальнейшая научная работа. Он проходит через этот этап. Женится в Иваново. И попадает в трудные 90-е годы. Застой науки, отсутствие стабильной работы и зарплаты. Он приходит к мысли уехать за границу, но понимает, что его не выпустят. Было много причин, которые его связывали с институтом и темами, которыми он занимался. Он выбирает не самый удачный вариант - уехать в родные Сороки. Устроиться на работу на заводы по специальности химика. В течении нескольких месяцев, он предпринимает отчаянные попытки найти работу в Сороках, имея много знакомых. После нескольких месяцев жизни в Сороках, он понимает, что это тупик. Деньги на исходе, надо искать другой путь. Он принимает решение вернуться в Иваново, на родную кафедру. Да, его принимают опять на работу и он продолжает свои научные исследования. Но мысль отъезда его постоянно беспокоит. Материальное его положение , тяжелое.
Как только появились послабления, Люсик подает документы на выезд в Израиль. Вместе с семьей он уезжает в страну неизвестности. Алия проходила, как обычно. Дети и он пошли в школу учить иврит. Одновременно он ищет работу по специальности. Через короткое время он находит такую работу. С языком дела у него идут неплохо, Cосредото́чившись на иврите он быстро его одолевает.
Перед ним открываются перспективные компании. Он меняет их относительно быстро. Его руководители отзываются о нем хорошо, дают ему положительные отзывы. Люсик устраивается на работу в Иерусалимский университет. Он возвращается к преподавательской работе, ведет научные проекты с рядом компаний в стране. Его неординарное мышление и способность быстро решать научные и производственные проблемы замечают уже и в новой стране. Через несколько лет жизни в Израиле он подымается на вершину славы. Он становится одним из лучших химиков Израиля. В 1993-м за научные достижения в области химии полупроводников стал обладателем престижной Государственной премии Израиля, которая была вручена ему лично тогдашним президентом Израиля Хаимом Герцогом.
Президент Израиля приглашает его на официальную церемонию вручения награды. http://www.soroki.com/photo2/main.php?g2_itemId=2004
Но Люсик Готкис никогда не задирал нос. Он понимал, что много еще впереди. Наконец, он вылез из нищеты и отсутствия денег, но можно добиться большего. Он анализирует научные перспективы и понимает, что он коснулся важной темы - микропроцессоров. Если углубиться в нее, там начинаются другие возможности.
Но Израиль страна маленькая, финансовые и научные возможности ограничены. Он уже начал сотрудничать с компанией Интел. А что, если предложить им свои идеи в области микропроцессоров, в обмен на рабочую визу в США?

Идея сработала. Люсик сначала один, а затем и его вся семья, переезжает в Силиконовую долину, под Сан-Франсиско. Ему предоставляют хорошую работу, а он соотвественно трудится и каждый раз приходит с новыми научными и практическими идеями. Именно здесь в Силиконовой долине полностью развился талант и, не боюсь сказать впервые, гениальность Люсика Готкиса. Его назначают начальником лаборатории. Он получает сначала зеленую карту, а позже и гражданство США. За годы работы в Калифорнии Доктор технических наук, Люсик Готкис, предложил и подал заявки на более 120 изобретений. Большинство были приняты, остальные были и находятся в процессе рассмотрения. Люсик как-то сказал, если я уйду на пенсию, бедным не останусь. Мне и моей семье будут пожизненно платить дивиденты от использования моих изобретений.
Люди и мэнеджеры с которыми он работал оставили на различных сайтах отзывы о Люсике Готкисе. Это высшие отзывы о таланте человека с большой буквы. Им могут, если хотят, гордиться в Сороках. Им гордится Америка. Люсик Готкис сделал очень много, чтобы мы (весь мир) получил возможность пользоваться персональными компьютерами, чтобы создать и внедрить в производство базовый 486 микропроцессор и др. Он был участником и докладчиком многих международных конференций по технологии улучшения производства микропроцессоров в Токио, Лондоне, Бостоне, Париже и др. местах.
Gribnik-Gotkis.jpeg
Gribnik-Gotkis.jpeg (65.3 КБ) Просмотров: 230

Несколько лет назад у Люсика Готкиса обнаружили раковое заболевания легких. Вероятно, это было результатом его многолетних работ с кислотами и щелочами в процессе разных проектов. В начале ему предложили пройти курс химио-терапии и радиации. После терапии его состояние улучшилось. Но он оставил свою работу в лаборатории. И продолжал писать научные статьи. В этот период, который продолжался года два, он купил другой дом, который имел небольшой сад. Любимым местом Люсика был - гамак, полу-мешок прицепленный к столбам или стволам больших деревьев, который располагался в тени. Он ложился в этот гамак, немного раскачивался и медленно засыпал. Ему, конечно, снились картинки детства и все трудности, которые он преодолел в своей жизни. Любимым занятием в свободное время была рыбалка. Он выезжал на своем большом джипе. На крыше была закреплена лодка. Любил ездить не один, а с друзьями. Это была старая традиция ездить на рыбалку, выпить немного водки, закусить и порыбачить. Домой всегда возвращался с полным уловом. А еще была семейная традиция по выходным организовывать поход в ближайшие леса и собирать грибы. Люсик был страстным грибником, возможно его к этому приручила супруга. Он хорошо разбирался в типах грибов и на многих фотографиях в Фэйсебуке демонстрировал свой удачный сбор грибов с полными корзинами. К этому времени у него уже было все в достатке. Хорошая семья, двое взрослых детей, дочь и сын, огромный дом, машины и финансовая стабильность. Казалось можно жить. Но болезнь возвращалась вновь, ему стало тяжелее дышать, Врачи предложили ему хирургическое вмешательство. Посоветовавшись с семьей он согласился на операцию. Она прошла успешно. Ему стало легче и он вернулся к домашним делам, любимым занятиям и небольшой научной работе из дома. Дома его навещали друзья по работе, знакомые. Надежда была, что жизнь продолжится. Так продолжалось несколько месяцев. Неожиданно наступило резкое ухудшение. Он стал задыхаться, теряя свежий аромат его сада. А через несколько дней его не стало. Он ушёл из жизни 21 июля 2017...

Ушел из жизни человек уникальных научных способностей. Если же говорить о человеческих качествах, то можно сказать: он был необычайно прост, иногда наивен. В быту очень скромный, не завистливый, не алчный. Он не кичился своими наградами и званиями. Он оставался в жизни таким естественным как был. Если его сравнивать с несколькими выпускниками его же Ивановского химико-технологического института, бывших сорочан, которые тоже достигли своих научных вершин, можно однозначно сказать, Люсик Готкис был их неформальным лидером. Он подарил свои уникальные способности людям и науке. И мы не должны его забывать...

П. Сельцер

Научные работы, проведенные Иехилом Готкисом в Иерусалимском Университете

https://www.researchgate.net/scientific-contributions/Yehiel-Gotkis-85721472

Иехил Готкис о себе на пенсии
https://www.linkedin.com/in/yehiel-gotkis-285aa82

О себе
На пенсии, но все еще способен делать качественные вещи. Сейчас, чтобы занять свой мозг («Используй или потеряй»), я копаюсь в космологии. Это увлекательно! Вы можете просмотреть мои часто обновляемые заметки «Черные дыры, истощающие пространство-время. Звучит невозможно?» и "Струны Вселенной..." здесь, а также на [email protected] или на https://wordpress.com/post/yehielgotkis.blog/16

Прежний:
Ориентированный на решение, высококомпетентный, многопрофильный опытный и образованный высокотехнологичный технолог, аналитик и эксперт по решению проблем, кандидат физической химии. Оценка технической состоятельности проекта, анализ риска отказа.
Области специализации: Химия, Физика, Высокие технологии, Материалы, интерфейсы и поверхности, Усовершенствованное изготовление интегральных схем, Усовершенствованная фотогальваническая технология, CMP, Литография, Химия сопротивления, Материалы при высоких температурах и в газовой фазе, Преобразование материалов, вызванное электронным ударом, Очистка поверхности полупроводников. и модификация, Влажная обработка, Явления сушки, Водяные знаки Дефекты процесса, Свойства тонких и ультратонких пленок, Покрытия с дренированием поверхностного заряда, Нестабильность и самоструктурирование тонких пленок в расплавленном состоянии, Особенности АСО, Уникальный опыт в области механических и химико-механическая обработка и микромеханическая обработка и поверхностные и подповерхностные повреждения (выкрашивание, растрескивание, царапание, ударно-волновая волнистость, пластические превращения, хрупкие и пластические режимы) и многое другое

Передовой опыт и инновации в области НИОКР, 62 выданных патента США и более 40 патентных заявок, находящихся на рассмотрении, более 50 статей, опубликованных в крупных академических и отраслевых журналах. Многочисленные приглашенные доклады.

Разносторонний опыт в передовых технологиях изготовления ИС (Intel FAB и TD, Advanced PhotoVoltaics в First Solar Santa Clara CTC, исследования и разработки процессов и оборудования у крупных поставщиков капитального оборудования (Lam/Novellus, KLA-Tencor).
sadmin
 
Сообщения: 892
Зарегистрирован: Вт июл 10, 2007 2:09 am

Вернуться в Отклики наших читателей

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron