Сорочанка Берта Липшиц-Китроссер

Сорочанка Берта Липшиц-Китроссер –

жена и муза великого скульптора

(Цикл «Знаменитые земляки»)

Амедео Модильяни. Портрет Жака и Берты Липшиц (1915)Имя выдающегося французского скульптора Жака Липшица (1891-1973) известно многим читателям. Мне, по крайней мере, оно знакомо уже давно. Я писал о нём дважды в обзорных статьях, посвящённых выдающимся евреям Франции и скульпторам-евреям, знаменитым на весь мир («Великие скульптурные памятники и евреи»). Фамилия Китроссер известна мне с детства. Много лет я с родителями проживал рядом с семьёй Исаака Китроссера, дочь которого, Рая, была на два года старше меня и тоже работала учителем – сначала в России, потом – на Украине. Об этой семье несколько лет назад я написал отдельную статью («Китросы и Китроссеры»), а также в другой статье («Расстреляны у Бекировского моста…») упомянул двоих Китроссеров, в числе сорока с лишним евреев, расстрелянных во время нацистской оккупации Молдавии в ходе так называемой «операции устрашения» на окраине моего родного города Сороки в июле 1941 года. Во время работы над этими материалами я даже не догадывался о том, что между великим скульптором Липшицем, уроженцем Литвы, и кем-то их сорокских Китроссеров могла быть хоть какая-то связь. Но совсем недавно в электронной «Википедии» в большой статье, рассказывающей о моём родном приднестровском городке Сороки, появилась ссылка на статью, посвящённую Берте (Бетти) Липшиц-Китроссер – поэтессе, жене и музе Жака Липшица…

***

Прежде чем я расскажу о Берте  Китроссер, напомню читателям вкратце о Жаке Липшице. Он принадлежал к группе чрезвычайно интересных художников и скульпторов-кубистов, которые на рубеже ХIХ-­ХХ веков приехали из разных стран в Париж и обосновались на Монмартре. Назову лишь самые громкие, самые известные имена этих художников и скульпторов. Среди живописцев и графиков – Амедео Модильяни (уроженец Италии), Жюль Паскен (Пасхин, уроженец Болгарии), Моиз (Мошэ) Кислинг (уроженец Польши), Марк Шагал и Хаим Сутин (уроженцы Белоруссии)…Среди скульпторов я выделяю три имени: Ханны Орловой (Украина), Осипа Цадкина (Белоруссия) и Жака Липшица (Литва). Все евреи! А ещё следует назвать отцов-основателей кубизма: настоящего испанца Пабло ПикАссо (или ПикассО) и француза-еврея Жоржа Брака. Для общей характеристики из творчества в целом воспользуюсь лишь одним предложением из «Краткой еврейской энциклопедии»: «Поборники течения (кубизма), стремясь изобразить натуру путём разложения предмета на ряд плоскостей или геометрических фигур, отказались от светотени, пространств, цветовой перспективы и пришли к аскетичной по тональности, ритмически усложнённой форме, конструируемой как особая «реальность» (восприятие изображаемого в разное время или с разных точек зрения)». Этих наиболее значительных представителей так называемой «парижской школы» (всего их – около пятнадцати!) причисляют к так называемым «фовистам», как, впрочем, и многих других еврейских и нееврейских художников, работавших в Париже, благодаря которым этот город с конца ХIХ века превратился в столицу художественного авангарда и оставался таковым и в период между двумя мировыми войнами, и в послевоенные годы. Поясню лишь слово «фовизм»: оно переводится с французского «фаув» как «дикий». Название закрепилось за группой художников, чьи полотна были выставлены на осеннем салоне Монмартра в 1905 году и вызвали настоящий шок у ценителей прекрасного. Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти, а французский критик Луи Восель назвал этих живописцев «дикими зверями» (фр. «les fauves»). То была реакция современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. Так случайное высказывание критика закрепилось как название всего течения. Сами же художники никогда не признавали над собой данного эпитета. Русский философ Николай Бердяев назвал кубизм «самой полной и радикальной революцией в искусстве со времён Ренессанса». Отвергая традиции фигуративной живописи, графики и скульптуры, провозглашая создание самостоятельных живописных реалий, независимых от объективных, кубизм открыл путь многим художественным направлениям и эстетикам ХХ века, прежде всего – абстракционизму, «рэди-мэйду» и «дадаизму»…