Евреи в музыке Молдавии

  • No player is configured for a single swf movie. Check the SWF Tools file handling settings.
  • No player is configured for a single swf movie. Check the SWF Tools file handling settings.

Евреи в музыке Молдавии, или

Загадки молдавско-еврейских связей - часть 3

(из цикла «Евреи в мировой культуре»)

Александр Гольденвейзер (1875-1961). Двойной портретС того времени, когда в Молдавии появились евреи (а это произошло ещё до появления Молдавского княжества в середине ХIV века), среди них были не только торговцы, лекари и финансисты, портные и сапожники, но и музыканты. Есть даже определённая точка зрения, что именно евреи научили коренных молдаван играть на музыкальных инструментах, в частности – на скрипке и арфе, виолончели и аккордеоне, что традиционные молдавские музыкальные жанры типа «дойны» и «жока» своим корнями уходят в древнюю и средневековую еврейскую музыку. Молдавские музыканты средневековья (лэутары) так же, как и еврейские клейзмеры, играли на свадьбах и похоронах, во время весёлых праздников и грустных застолий. Молдавские танцы «хора» и «шэр» очень близки по звучанию к еврейским массовым танцам и, в частности, – к знаменитому танцу «фрэйлэхс». В Израиле очень популярна «хора», которая широко известна и в Молдавии. Там, в Молдавии, к примеру, не так давно появилась музыкальная пьеса молдавского композитора Константина Руснака под названием «Еврейская сырба». В знаменитой «Молдовеняске» отдалённо слышны мелодии еврейских песен. Я не собираюсь рассказывать сейчас подробностей, связанных с молдавской и еврейской музыкой, пением и танцем, потому что это дело специалистов-музыковедов, – я только хочу напомнить, что в музыке, как и в других видах искусства, евреи Молдавии оставили глубокий и неповторимый след. Поэтому мы, евреи, не должны давать возможности нынешним молдавским националистам и антисемитам вычеркнуть из молдавской истории и культуры, науки и просвещения, медицины и экономики, сельского хозяйства и спорта того, что в течение многих лет вносили туда «лица еврейской национальности».

В 2003 году в Кишинёве вышла книга заслуженного деятеля искусств Молдовы, музыковеда Зиновия Столяра «Люди и время. Композиторы-евреи в музыкальной культуре Молдовы (30-80-е годы ХХ века)». Книга насчитывает 275 страниц и повествует о более чем тридцати евреях-композиторах этой маленькой республики. А в 2000 году вышел справочник Сарры Шпитальник «Евреи Молдовы», где, помимо композиторов, названы выдающиеся исполнители: музыканты, певцы танцоры, которых тоже было в ХХ веке немало в этой солнечной республике. Конечно, в небольшой статье я не смогу охватить все имена, зато хочу назвать самые выдающиеся и показать тенденцию, которая зародилась в начале ХIХ века, с присоединением Бессарабии к России, и продолжалась с небольшими спадами и подъёмами до конца ХХ века, – без малого почти двести лет.

***

Николай Рубинштейн (1835 - 1881)Уже в 1820-х годах в Бессарабии проживали известные музыканты, певцы и танцоры. Некоторые их выступления зафиксировали в своих дневниках, письмах, статьях и книгах Александр Пушкин, Александр Вельтман, другие русские поэты, дипломаты, этнографы, путешественники, открывавшие для себя неведомый им доселе Бессарабский край. Однако вплоть до конца  ХIХ столетия музыканты обучались игре по слуху, без нот, а  преподавание музыки, пения и танцев осуществлялось только частными преподавателями и стоило очень дорого. Лишь богатые родители могли позволить себе дать своим чадам музыкальное образование, часто посылали их обучаться за границу. Молдавия – родина великого русского композитора Антона Григорьевича Рубинштейна (1829-1894): он родился в селе Выхватинцы Рыбницкого района, а также знаменитого пианиста и композитора Александра Борисовича Гольденвейзера (1875-1961), уроженца Кишинёва. Сарра Шпитальник рассказывает в своём справочнике, что в 1880 году в Кишинёве было создано музыкальное общество «Гармония», объединившее музыкантов-профессионалов и любителей, а в 1899 году возникло Кишинёвское отделение Русского музыкального общества. Эти организации, как мы сейчас говорим, «протежировали» музыкантам, певцам, танцорам, способствовали продвижению талантливых людей, открывали музыкальные школы и училища. Архивы, пишет Сарра Шпитальник, подтверждают участие в этих организациях и евреев, в частности – Б.Шендлиера, старшины музыкальной части общества любителей музыки «Гармония» (здесь и в некоторых других случаях далее фамилия сопровождается только инициалом имени), Е.Циглера, Б.Вайса, виолончелиста И.Брика и других. Известно также, что в начале ХХ века в Кишинёве преподавали выпускники Санкт-Петербургской консерватории: скрипачи Л.Канн и М.Зисерман, выпускник Московской консерватории – пианист А.Горовиц, а также выпускники Лейпцигской консерватории – пианист А.Лямперт,  Пражской – К.Дейл, Берлинской – Г.Бибер-Гальперина. В начале века в Кишинёве возникла и первая в Молдавии музыкальная школа. В ней тоже преподавали многие евреи: Л.Лившиц, И.Финкель (скрипка), О.Горбатый (фортепиано), Лидия Бабич (вокал). В период между двумя мировыми войнами в Кишинёве можно было обучаться музыке в трёх консерваториях: «Униреа», «Муничипал», «Национал». В консерватории «Униреа» фортепиано  преподавали исключительно евреи: М.Гарбовер, А.Горовиц, Л.Горбатый, М.Дайлис, К.Шлезингер; скрипку – И.Финкель, виолончель – М.Шилькрет. В «Муничипале»  классы фортепиано вели Ю.Гуз и К.Файнштейн, скрипки – М.Пастер. В «Национале» классы обучения игре на скрипке вели М.Берихман и А.Хохвельд, класс обучения игре на трубе вёл М. Копельман. Многие поколения кишинёвских пианистов были воспитанниками Деборы Марельской. В 1940 году на основе трёх консерваторий была образована Государственная консерватория имени Г.Музическу. В 1963-1984 годах она называлась институтом искусств, с 1984 по 1993-й в Кишинёве функционировала также и Государственная консерватория, а с 1993-го консерватория и институт были преобразованы в музыкальную академию имени всё того же Г.Музическу.